Как продвигается реформа образования в Украине

Друк

imageРеформа образования в Украине в самом разгаре — в МОН готовятся полностью изменить школы уже со следующего года. «Новая украинская школа будет вводиться с 2018 года. Это новые государственные стандарты образования, но у нас много работы по разным направлениям: обновление содержания, подготовка человеческих ресурсов, изменение структуры и создание сети учебных заведений, изменения в системе управления«, — заявила на заседании Совета регионального развития глава МОН Лилия Гриневич. Пока между реформой и ее воплощением стоит второе чтение законопроекта в Верховной Раде, которое может пройти в конце апреля. «Сегодня» вспомнила, какие этапы реформы уже пройдены, а какие еще предстоят.

Прежде всего, реформа предусматривает введение 12-летнего обучения: четыре года начальной школы, пять лет базовой средней и три года профильной школы. Если закон примут в ближайшее время, первые школьники пойдут в школу на 12 лет уже в 2018-м, а первый выпуск будет в 2030-м. Предполагается, что с 2018-го младшая школа будет учиться по новым учебным программам — для этого уже в мае министерство планирует утвердить новый Госстандарт для начальной школы. В частности, на выполнение заданий детям хотят давать время с учетом их индивидуальных способностей, уменьшат объем домашних заданий, количество обязательных предметов сократят до восьми, учить малышей будут с помощью игр, учителям дадут возможность самим создавать программы в рамках Госстандарта, и самое главное — оценки заменят на фигурные отметки. Пока же МОН готов разработать и опробовать новые программы в 2017-м в опорных школах по заявкам. «Мы готовы в этих школах сделать еще пилотный проект содержания, чтобы внедрить те учебные программы, которые будут по всей Украине с 2018 года«, — сказала Гриневич.

А вот к 2022 году МОН предстоит разработать и запустить новые Госстандарты базового среднего образования (усилят изучение украинского языка, сделают больше предметов на выбор, введут ВНО для 9-х классов), а к 2027-му — запустить профильную школу (создадут академические лицеи, в которых ученик на протяжении первого года может сменить профиль обучения и уровень сложности). Также в планах до 2018-го повысить квалификацию учителей младших классов, создать новые учебники, создать нацбазу электронных учебников и курсов, ввести в школах электронный документооборот.
Родители и эксперты холодно отзываются о реформе. Родителям не нравится лишний год обучения, а специалисты считают, что 12-летка — это лишняя нагрузка и траты. «Также электронные книги очень быстро погубят зрение ребенка«, — считает эксперт в области образования Андрей Черных.

«Опорные» лидеры и 200 млн на бусы

Еще одним этапом реформы образования в рамках децентрализации является создание новой сетки опорных школ. Напомним, для оптимизации учебного процесса и экономии в крупных населенных пунктах теперь будут работать главные (опорные) школы, которые будут оснащены компьютерами, медиатеками, лабораториями и спецклассами для обучения страшеклассников. Их из сел будут возить на автобусах. При таких школах будут филиалы — сельские школы для младших классов. По данным МОН, сейчас в стране уже работают 178 таких школ и 511 их филиалов. На оборудование спецкабинетов и лабораторий уже выделили 300 млн грн, на закупку автобусов — 200 млн.

В министерстве назвали области-отличники по созданию таких учебных заведений: Львовская (24 опорные школы), Киевская и Кировоградская области (по 23). Самым отстающим регионом оказалась Закарпатская область — тут не создано ни одной опорной школы. Также в хвосте плетутся Винницкая, Николаевская и Одесская области — в каждой из них функционируют всего по два опорных учебных заведения.

 

Проекти ДЦСД

Барометр імплементації реформ у Дніпропетровській області
Детальніше...
 
Сприяння підзвітності та прозорості влади через поінформованість громадськості Дніпропетровського регіону
Детальніше...
 
Віртуальна лабораторія інститутів громадянського суспільства Дніпропетровського регіону з розробки ефективної політики
Детальніше...
 
Розвиток аналітичного та комунікаційного потенціалу інститутів громадянського суспільства Дніпропетровського регіону у мережі Інтернет
Детальніше...
 
Розвиток аналітичного та комунікаційного потенціалу інститутів громадянського суспільства Дніпропетровського регіону
Детальніше...
 
Сприяння формуванню ефективної комунікації інститутів громадянського суспільства, органів влади та ЗМІ Дніпропетровського регіону
Детальніше...
 
Сприяння підвищенню рівня інформованості громадськості Дніпропетровського регіону про діяльність місцевих осередків політичних партій
Детальніше...
 
Сприяння організації вільного доступу журналістів Дніпропетровщини до джерел офіційної інформації
Детальніше...
 
Сприяння організації громадського контролю над діями місцевих органів влади в сфері ЗМІ
Детальніше...
 
Розробка механізмів міської політики в сфері обслуговування житлового фонду
Детальніше...